Главная arrow Обзоры arrow БЗКТ
БЗКТ

B результате реструктуризации Брянского автомобильного завода (БАЗ), основанного в 1958 году, было образовано ООО «Брянский завод колесных тягачей». Завод является основным отечественным предприятием по производству под маркой БАЗ специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости и грузоподъемности. В 2004 году завод завершил опытно-конструкторские работы по созданию семейства унифицированных колесных шасси и тягачей двойного назначения «Вощина-1». Автомобили по большинству технических решений, узлам, агрегатам в значительной мере унифицированы между собой и образуют разнообразный модельный ряд. Сегодня в производственной программе находятся шасси грузоподъемностью от 10 до 36 т с числом осей от двух до шести. К их особенностям относятся: расположение двигателя за кабиной, прочная несущая рама, многоступенчатые трансмиссии с межосевыми и межколесными блокируемыми дифференциалами, независимая подвеска колес, система регулирования давления воздуха в шинах, большая длина грузового отсека у одиночных машин, устройства отбора мощности. В 2005 году Брянский завод колесных тягачей изготовил 55 единиц техники.

АВТОМОБИЛИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В 2006 году брянские специалисты создали свою самую компактную модель БАЗ-8027 (4х4). Вседорожное шасси специально спроектировано под монтаж крановой установки «Ивановец» КС-59712 грузоподъемностью 32 т. Полный привод, впервые примененная у нас на машинах такого типа независимая гидропневматическая подвеска типа МакФерсон с гидроаккумуляторами, блокировка межколесных дифференциалов и дифференциала в раздаточной коробке — все это обеспечивает машине высокую проходимость при движении в самых тяжелых дорожных условиях. Не последнюю роль здесь играют: дорожный просвет 381 мм и широкопрофильные шины КАМА1260 425/85 R21, давление воздуха в которых регулируется с места водителя. Благодаря относительно небольшим габаритным размерам (длина — 8831, ширина — 2540, высота — 2783 мм) и короткой колесной базе (3925 мм), машина отличается хорошей манёвренностью. Исполнение ходовой части допускает управление всеми колесами, что дает возможность не только улучшить манёвренность, но и двигаться боком (так называемый «крабовый ход», когда все управляемые колеса повернуты в одну сторону). В штатной комплектации автомобиль оборудован двигателем ЯМЗ-236БЕ20-16 (Евро-2) мощностью 250 л.с. и 8-ступенчатой механической коробкой передач ЯМЗ-2384. Масса монтируемого оборудования составляет 8350 кг, конструктивно допустимая нагрузка на ось — до 12 т. По заказу могут устанавливаться двигатели мощностью от 360 до 420 л.с.

Трехосное полноприводное шасси БАЗ69095 используется для размещения различного технологического оснащения массой до 14,25 т. В подкапотном пространстве автомобиля полной массой 30 т разместили 330-сильный турбодизель ЯМЗ-238Д-24 и механическую 8-ступенчатую коробку передач ЯМЗ-238М5. Высокие ходовые качества машине обеспечивают независимая двухторсионная подвеска всех колес, возможность регулирования давления в шинах и дорожный просвет 485 мм. На базе этого шасси создан тягач БАЗ-64022 с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 11,5 т. В движение автопоезд полной массой до 45,8 т приводят 470-сильный турбодизель ЯМЗ-8431.10 и оригинальная механическая 9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-2394 с несоосным расположением выходного вала, специально созданная для этого изделия. В отличие от БАЗ-69095 независимая подвеска второй и третьей пары колес тягача выполнена комбинированной, т.е. упругую связь нижних рычагов с рамой обеспечивают торсионы, а верхних — рессоры, к тому же играющие роль балансиров.

Шасси БАЗ-69098 (8х8) для крановой установки грузоподъемностью 50 т создавалось совместно с ОАО «Автокран». Изюминкой автомобиля является оригинальная несущая система, объединившая в себе функции рамы шасси и силовой конструкции крановой установки. Таким образом, удалось отказаться от использования подрамника, на котором крепится поворотное устройство (погон). В итоге заметно снизилась масса машины и уменьшился ее габарит по высоте. Правда, низкое расположение погона и значительное, по сравнению с передними осями, расширение рамы в месте его установки потребовало создания новой конструкции независимой двухторсионной подвески третьей и четвертой осей для сохранения выбранной колеи. Размеры колесной базы 1850+3800+1450 мм позволили расположить между колесами второй и третьей осей откидные опоры крановой установки. Энергетические потребности удовлетворяет дизель ЯМЗ-7511.10 (Евро-2), который агрегатируется с механической 9-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-2393. Благодаря увеличенной колесной базе, которая позволила довести длину грузового отсека до 8820 мм, транспортер используется под монтаж целого ряда образцов специального нефтегазового оборудования.

Созданная для семейства таких машин элементная база позволила разработать и выпустить четырехосный седельный тягач БАЗ-6403, предназначенный для буксировки специального полуприцепа. Максимальная нагрузка на седельно-сцепное устройство, достигающая 19,5 т, позволяет автомобилю, в зависимости от вида дорог, буксировать полуприцепы полной массой от 40 до 70 т. Дальнейшим развитием модели стал трубоплетевозный тягач БАЗ-64031 для работы с прицепом-роспуском 9040, с помощью которого возможна транспортировка по всем видам дорог и местности труб диаметром 1420 мм длиной до 18 м и плетей — до 32 м.

 

Высокими функциональными возможностями отличается пятиосное шасси БАЗ69096 (10х8). Его грузоподъемность достигает 29,5 т, а длина грузового отсека — 10,3 м. Эти качества превращают автомобиль в подходящую транспортную базу для установки крупногабаритных ремонтнобуровых агрегатов и универсальных передвижных комплексов для цементирования скважин. Силовой агрегат аналогичен тому, что применяется на БАЗ-64022, а подвеска такая же, как у БАЗ-69095. Управляемыми являются колеса двух первых осей. Шасси БАЗ-69096 с укороченной рамой стало основанием для появления автоцистерны АЦ-56592М вместимостью 24,3 тыс. л, разработанной объединением «Алексеевкахиммаш».

Внушительными характеристиками обладает специальное пятиосное шасси КШ-8973 (10х8) для первого в России 100-тонного автокрана «Ивановец» КС-8973. Рама шасси сварена из высокопрочной шведской стали Weldох 700Е. Предпочтение отдано мостам Кеsslеr. Подвеска выполнена регулируемой гидропневматической с балансирной гидравлической связью между колесами тележки. Подобное решение позволяет увеличить дорожный просвет до 485 мм при движении по пересеченной местности, а при работе крана опустить шасси, улучшая устойчивость всей установки. Из пяти мостов первый, второй, четвертый и пятый — ведущие, управляемые, что позволяет машине свободно маневрировать на тесных стройплощадках. В конструкции ходовой части предусмотрен согласованный поворот передних и задних колес или «крабовый ход», при котором колеса третьего моста поднимаются и не препятствуют движению. Необходимую динамику движения обеспечивает дизель ЯМЗ-8424.10-08 и 6-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF Ecomat 6 HР900. Раздаточная 2-ступенчатая коробка Кеsslеr снабжена несимметричным блокируемым дифференциалом. Собственной кабине конструкторы БАЗа решили предпочесть аналог фирмы Таtrа.

По заказу Кунгурского машиностроительного завода для монтажа мобильной буровой установки освоен серийный выпуск шестиосного полноприводного шасси БАЗ-69099 грузоподъемностью 36 т. В процессе проектирования удалось реализовать ряд интересных технических решений, связанных с исполнением третьей управляемой оси, использованием 2-ступенчатой коробки отбора мощности, компоновкой моторного отсека. При своих солидных показателях — длине 15350 мм и полной массе 59,6 т, шасси, кроме сверхвысокой проходимости, обладает хорошей манёвренностью (радиус поворота составляет 16,45 м) и динамикой (максимальная скорость достигает 70 км/ч).

АРМЕЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ

В настоящее время для нужд Министерства обороны России Брянский автозавод выпускает пять базовых моделей шасси и тягачей. Степень унификации по узлам и агрегатам достигает 90%, что значительно упрощает их эксплуатацию, обслуживание, ремонт и обеспечение запасными частями. Для изделий, предназначенных под монтаж объектов вооружения и военной техники, предусматривается изготовление кабин, обеспечивающих заданный уровень защиты от оружия массового поражения и стрелкового оружия, а также возможность размещения дополнительного оборудования. Поэтому на армейских машинах семейства «Вощина-1» применяются кабины двух вариантов по объему — с однорядным и двухрядным расположением сидений и трех типов по степени защиты — (каркасная кабина, каркасная со съемной броней, цельносварная бронекабина). При этом сохраняются одинаковыми элементы крепления кабин одного объема, чем обеспечивается их взаимозаменяемость.

Первую каркасную кабину малого объема установили на седельном тягаче БАЗ6402 (6х6), изготовленном по заказу военного ведомства. Нагрузка на седло составляет 11,5 т, полная масса полуприцепа — 29,5 т. Помимо 470-сильного дизеля ЯМЗ-8424.10-033, автомобиль, как и большинство других моделей, выпускаемых для нужд Министерства обороны, оснащается таким же по мощности двигателем ЯМЗ-8492.10. От обычных силовых установок он отличается наддувным высотным корректором, позволяющим эксплуатировать технику на высоте до 4650 м над уровнем моря. В поддоне мотора смонтирована система прогрева коленчатого вала горячим маслом перед пуском зимой. Кроме того, имеются две независимые системы пуска — обычная (с помощью электростартера) и дополнительная (с использованием пневмостартера) оригинальной конструкции. Дизель компонуется с коробкой передач ЯМЗ-2394. Глубина преодолеваемого брода достигает 1,4 м. БАЗ-6402 поставляется под монтаж пусковой и транспортной установок модернизированной зенитно-ракетной системы С-300.

 

Шасси БАЗ-69092 (6х6) грузоподъемностью 14,2 т может оснащаться одним из двух 450-сильных дизелей — ЯМЗ-8424.10-032 или ЯМЗ-8491.10. Последний обладает таким же составом дополнительных агрегатов, как и модель ЯМЗ-8492.10.

Четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 (8х8) способен буксировать полуприцепы полной массой до 40,9 т, при этом нагрузка на седло достигает 20 т. Силовой агрегат включает 470-сильный дизель ЯМЗ-8424-033 и коробку передач ЯМЗ-2393.

Шасси высокой проходимости БАЗ-6909 (8х8) способно транспортировать до 22 т полезной нагрузки. Увеличение расстояния между первой и второй осями до 2200 мм позволило разместить глушитель слева под мотоотсеком, что значительно снизило уровень внешнего и внутреннего шума. При создании версии для размещения комплекса «Панцирь-С» применена система вывешивания автомобиля на гидродомкратах при стрельбе.

 

На балластном тягаче БАЗ-6306 установлена сварная бронированная кабина. Эта четырехосная машина предназначена для перевозки в кузове грузов массой до 19,5 т и буксировки прицепных систем полной массой до 15 т по всем видам дорог и бездорожью. Автомобиль может использоваться и в качестве аэродромного тягача для буксировки самолетов массой до 50 т.

Модификация этой модели — БАЗ-6306У (6х6) оборудована увеличенной семиместной кабиной для размещения артиллерийского расчета.

Шасси БАЗ-6910 (8х8) грузоподъемностью 19–21 т оснащено цельносварной бронированной кабиной увеличенного объема, в которой можно разместить дополнительное оборудование, установить второй ряд сидений или оборудовать спальные места для экипажа. Для улучшения условий работы экипажа во всех климатических зонах кабину снабдили автономным отопителем и кондиционером. Благодаря дизелям семейства ЯМЗ-849 мощностью 470–500 л. с., высокой грузоподъемности и способности передвигаться в любых дорожных условиях и по бездорожью, БАЗ-6910 применяется в качестве транспортной базы для радиолокационных станций и эвакуаторов. В частности, машина оснащается унифицированным модульным кузовом-фургоном К6909, в котором размещается оперативный состав командных пунктов управления.

 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
map