Главная arrow Обзоры arrow ГАЗ
ГАЗ

Сегодня Горьковский автозавод входит в состав «Группы ГАЗ», которая была создана в 2005 году в ходе реструктуризации производственных активов ОАО «РусПромАвто». С конвейеров предприятия в 2005 году сошло 126132 грузовых автомобиля, т. е. 60,2% всех грузовиков, выпущенных в стране. Продано 141,5 тыс. машин. В 2006 году ожидается 15-процентная прибавка производства.

ГАЗ — традиционный поставщик грузовиков для сельского хозяйства, полноприводных машин для армии, легких коммерческих грузовиков семейств «ГАЗель» и «Соболь» для малого и среднего бизнеса. Кроме того, для силовых структур выпускаются вседорожники многоцелевого назначения «Тигр». Увеличивается производство широкой гаммы изделий специального назначения: коммунальной и дорожной техники, автомастерских и передвижных лабораторий, медицинских и инкассаторских автомобилей, автоцистерн и топливозаправщиков.

В июле 2006 года «Группа ГАЗ» приобрела английскую компанию LDV Holdings, которая производит на заводе в Бирмингеме современные легкие коммерческие автомобили Maxus (панельные фургоны, грузопассажирские разновидности, спецтехнику). После проведения необходимых испытаний, адаптации и сертификации модель Maxus будет импортироваться в Россию из Великобритании, а в дальнейшем ее производство наладят на Горьковском автозаводе.

ЛЕГКИЕ КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ

Главным козырем Горьковского автозавода является разработка и производство легких коммерческих грузовиков полной массой от 2,8 до 3,5 т, которые приносят предприятию львиную долю прибыли.

В 2006 году состоялась презентация концептуального коммерческого автомобиля ГАЗ-2332 CityVan. Полезная нагрузка фургона с несущим цельнометаллическим кузовом составляет 800 кг, полная масса — 2300 кг. Машина достаточно компактна — ее длина не превышает 4,5 м. Двухместная кабина отделена от грузового отсека глухой перегородкой. В стандартном исполнении предусмотрены электростеклоподъемники и электрообогреваемые наружные зеркала заднего вида.

Грузовое помещение объемом около 4 м3, снабженное задними распашными дверями и полом с противоскользящим покрытием, вмещает два стандартных европоддона. От легковой «Волги» автофургону достались карданная передача, тормоза, рулевая трапеция, передняя подвеска, выпускная система, дверные замки с устройством центральной блокировки, от «Соболя» — механическая 5-ступенчатая коробка передач, задний ведущий мост, рессоры, на которые он опирается, топливный бак, сиденья. На выбор будут устанавливаться рядные 4-цилиндровые бензиновые моторы: 137-сильный Chrysler DCC 2,4 L DOCH рабочим объемом 2,43 л с распределенным впрыском топлива (Евро-2/ Евро-3), ЗМЗ-4062 мощностью 131 л. с. и 140-сильный ЗМЗ-40522 (Евро-2). Дополнит линейку турбодизель ГАЗ-5062 мощностью 110 л.с. (Евро-3).

 

Все более прочными в производственной программе ГАЗа становятся позиции семейства «Соболь». Эти автомобили, по сравнению с родственной «ГАЗелью», имеют сниженную до одной тонны грузоподъемность, но за счет укороченных колесной базы (на 140 мм) и габаритной длины (на 660 мм) «cоболи» более компактны и манёвренны. Радиус поворота — не более 6 м. Повышению курсовой устойчивости и плавности хода «Соболя» на высоких скоростях способствуют передняя независимая двухрычажная подвеска с цилиндрическими пружинами, газонаполненными амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задний ведущий неразрезной мост опирается на полуэллиптические рессоры. На всех моделях установлена механическая 5-ступенчатая коробка передач. Рулевая колонка — регулируемая, а управление автомобилем облегчает встроенный гидроусилитель. Дисковые тормоза передних колес с однопоршневой «плавающей» скобой повышают эффективность торможения.

Лидерами среди «cоболей» по приросту объема выпуска в 2006 году стали модели ГАЗ-2310 и ГАЗ-2752. ГАЗ-2310 является бортовым грузовиком с металлической платформой (погрузочная высота — 1 м), полезной нагрузкой до 900 кг. Его полноприводная модификация ГАЗ-23107 отличается зависимой рессорной передней подвеской, 2-ступенчатой раздаточной коробкой (с понижающей передачей) и механизмом блокировки межосевого дифференциала, увеличенным до 205 мм дорожным просветом и шинами несколько большего, чем у ГАЗ-2310, диаметра с развитым рисунком протектора.

 

Трехместный панельный цельнометаллический фургон ГАЗ-2752, в основе которого лежит рамное шасси, располагает отсеком в 6,9 м3, приспособленным для перевозки 770 кг груза. Для погрузки служат боковая сдвижная и задние распашные двери. Внутреннее пространство кузова увеличено благодаря применению задних односкатных колес. Погрузочная высота снижена до 700 мм, а между кабиной и кузовом смонтирована глухая перегородка. Разновидность ГАЗ-27527 (4x4) обладает лучшей проходимостью на грунтовых дорогах. Грузопассажирский вариант ГАЗ-2752 «Комби» снабжен двухрядной 7-местной кабиной и 3,7-кубовым грузовым отсеком, рассчитанным на массу 500 кг. Модификация ГАЗ-27527 «Комби» с колесной формулой 4x4 перевозит 7 пассажиров и 300 кг груза. В качестве энергетических установок применяются бензиновые двигатели ЗМЗ4063.10 мощностью 98 л.с. и 140-сильный ЗМЗ-40522 (Евро-2), которые с 2006 года дополняются мотором Chrysler 2,4 L DOCH. Также устанавливаются дизели ГАЗ-560 мощностью 95 л.с., 110-сильный ГАЗ-5601 (Евро-2) и такой же по мощности ГАЗ-5602, но уже соответствующий нормам Евро-3.

По-прежнему доминирующее положение в структуре выпускаемых грузовиков ГАЗ удерживает семейство малотоннажников «ГАЗель», на которые приходится свыше двух третей производственной программы. Основу модельного ряда составляют бортовые грузовики и цельнометаллические фургоны полной массой до 3,5 т. Общими конструктивными чертами у них являются отдельная несущая рама, неразрезные мосты, зависимая подвеска на малолистовых рессорах, передние дисковые и задние барабанные тормоза с двухконтурным приводом, рулевое управление типа «винт-шариковая» гайка со встроенным гидроусилителем или без него, унифицированные интерьер и оборудование кабины, малая погрузочная высота.

«Полуторки» ГАЗ-3302 (4x2) оснащаются металлической платформой с тремя откидными бортами и съемным тентом. Шасси этой модели с колесной базой 2900 мм легко приспосабливается под монтаж фургонов общего назначения, рефрижераторов, самосвальных установок и пр. Своих приверженцев нашла версия ГАЗ-33023, снабженная двухрядной трехдверной кабиной (с высокой крышей), вмещающей 6 человек, включая водителя, и укороченным на 750 мм кузовом площадью 4,5 м2, в котором можно перевозить не более тонны груза. Любая из перечисленных моделей может быть выполнена в варианте 4x4. В этом случае дорожный просвет увеличивается до 190 мм, а двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей и межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой обеспечивает постоянный привод на все колеса, которые имеют увеличенную размерность и рисунок протектора повышенной проходимости. Полноприводные разновидности, оснащенные короткой и двухрядной кабинами, получили обозначение ГАЗ-33027 и ГАЗ-330723 соответственно. Модификации ГАЗ-330202 и ГАЗ-330212 с удлиненной до 3500 мм колесной базой имеют более вместительный кузов, но уменьшенную до 1300 кг грузоподъемность. Облегченная версия ГАЗ-23103 (4x2) создана с односкатной ошиновкой заднего моста и уменьшенной до одной тонны грузоподъемностью.

Хорошими сбытовыми возможностями обладает семейство панельных цельнометаллических фургонов. В 9-кубовом грузовом отсеке базовой модели ГАЗ-2705 размещается 1350 кг полезной нагрузки, которая попадает туда благодаря наличию боковой сдвижной и задних распашных дверей. Пол расположен на высоте 725 мм. Трехместную кабину от остальной части фургона отделяет глухая металлическая перегородка. Фургон ГАЗ-2705 «Комби» подходит для тех случаев, когда помимо грузового отсека необходимо иметь пассажирское отделение увеличенной вместимости. В салоне машины помимо водителя размещаются 6 человек, а для 900 кг груза отведено полезное пространство объемом 9 м3. Оба варианта выпускаются и в полноприводном исполнении и соответственно обозначаются ГАЗ-27057 и ГАЗ-27057 «Комби». Разновидность ГАЗ-2705-90 оснащена увеличенной по высоте пластиковой крышей. «ГАЗели» оснащаются бензиновыми и дизельными двигателями. К уже упомянутым силовым установкам ЗМЗ-4063.10, ЗМЗ-40522, Chrysler 2,4 L DOCH, ГАЗ-560, ГАЗ-5601 и ГАЗ-5602 добавлены бензиновые моторы: 86-сильный ЗМЗ-4026.10, а также УМЗ-4215 и УМЗ-4215.10-10 мощностью соответственно 95 и 89 л. с. Модель ГАЗ-33025, оснащенная двигателем ЗМЗ-4026.10 и встроенной газотопливной аппаратурой, может работать на бензине и на сжиженном нефтяном газе.

СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ ГРУЗОВИКИ

Высокими темпами в 2006 году развивался выпуск семейства среднетоннажных автомобилей ГАЗ-3310 «Валдай» — показатель предыдущего года был превзойден втрое. Машины этого типа, созданные для эксплуатации в городских условиях и на междугородных магистралях, сочетают в себе комфортабельность и манёвренность «Газелей» с грузоподъемностью и надежностью ГАЗ-3307. Грузовики хорошо приспособлены для транспортного обслуживания крупных торговых точек, а также монтажа всевозможных надстроек. Автомобили имеют прочную лонжеронную раму, выносливое шасси, позволяющее создать на его базе модификации грузоподъемностью от 3,5 до 5,0 т. На «Валдае» установлена передняя ось с увеличенными нагрузочными возможностями и малолистовыми несимметричными рессорами, в которых нашли применение сайлент-блоки. Усиленный задний мост с гипоидной главной передачей снабжен рессорами с прогрессивной характеристикой (без подрессорников). Спереди и сзади имеются стабилизаторы поперечной устойчивости. ГАЗ-3310, в отличие от своих российских одноклассников, оборудован пневматической тормозной системой с дисковыми вентилируемыми тормозами (фирм Knorr-Bremse или Wabco) на передних и задних колесах, дополнено устанавливаемой системой ABS. Это обеспечивает эффективное торможение на различных режимах движения и высокий уровень активной безопасности.

Специально для «Валдая» освоено производство новых шин и колес размерностью 17,5 дюймов, позволивших снизить погрузочную высоту до 1 м. Рулевое управление с интегральным гидроусилителем и значительный угол поворота колес обеспечивают грузовику хорошую маневренность. Доработанная трехместная кабина «ГАЗели» — с улучшенной шумоизоляцией, антикоррозионной обработкой (катафорезное грунтование) и усовершенствованной панелью приборов. Грузовики данного семейства оборудуются модернизированным минским дизелем ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 122 л.с., соответствующим нормам Евро-2. Мотор снабжен электромагнитной муфтой вентилятора, а расположенные в головке блока четыре свечи накаливания обеспечивают уверенный пуск дизеля в сильный мороз. С этим двигателем агрегатируется механическая 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач собственного производства. Белорусский дизель могут заменить 150-сильный дизель ГАЗ-562 и его аналоги — IVECO различных моделей мощностью 122–136 л.с. или 140-сильный Cummins В 140.

Колесная база у моделей ГАЗ-3310 и ГАЗ-33104 составляет 3310 мм, эта величина для удлиненных версий ГАЗ-33101 и ГАЗ-331041 достигает 4 000 мм.

Для ремонтных, пожарных и других служб существует вариант ГАЗ-331043, оборудованный двухрядной 6-местной кабиной.

Заслуживает внимания образец с индексом ГАЗ-43483, который имеет усиленную конструкцию шасси, 6-местную кабину, задний ряд сидений.

Машина грузоподъемностью 4250 кг является основой для создания городского автобуса и разнообразной спецтехники. Надо отметить, что успешное продвижение грузовиков «Валдай» на рынке приводит к вытеснению из этого сектора малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок».

Неприхотливые и надежные в эксплуатации, простые в обслуживании и ремонте, относительно недорогие среднетоннажные ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъемностью 4,5 т остаются вполне конкурентоспособными в своем классе. ГАЗ-3307 и его модификации, включая газобаллонные варианты (ГАЗ-33075 и ГАЗ-33075), оборудуются устаревшей V-образной бензиновой «восьмеркой» ЗМЗ-513.10 рабочим объемом 4,25 л, развивающей мощность 125 л.с. В моторном отсеке более успешного по продажам ГАЗ-3309 (включая его разновидность ГАЗ-33092 с двухрядной кабиной) находится дизель Д-245.7Е2. Грузовики снабжаются механической 5-ступенчатой коробкой передач и зависимой рессорной подвеской. Они могут работать с прицепами, а шасси оснащаются всевозможными надстройками.

АВТОМОБИЛИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В производственной программе Горьковского автозавода значительное место занимают автомобили повышенной проходимости и подготовленные для нужд оборонного комплекса.

Типичным представителем данного направления является семейство грузовиков двойного назначения ГАЗ-3308 «Садко» (4x4). Каждый автомобиль может нести различное вооружение, буксировать артиллерийские системы, специальные и транспортные прицепы, перевозить воинские грузы, кузова-контейнеры, 20 полностью экипированных солдат, кузова-фургоны. С грузом 2 т «Садко» уверенно преодолевает метровый брод, стенку высотой 0,4 м, ров шириной 0,5 м и подъeм крутизной 31°.

Под капотом вседорожника расположился 125-сильный бензиновый двигатель ЗМЗ-513.10, а на модификации ГАЗ-33081 его место занимает надежный дизельный двигатель Д-245.7 мощностью 122 л.с. В одном блоке с двигателями работает механическая 5-ступенчатая коробка передач, которая передает усилие на двухступенчатую раздаточную коробку и мосты с межколесными дифференциалами повышенного трения. Для повышения проходимости автомобили оборудованы системой регулирования давления воздуха в шинах. Машины, отличающиеся высокой унификацией деталей и узлов с автомобилями массового производства, оснащены удобной кабиной от транспортного грузовика ГАЗ-3309. Для повышения плавности хода изменена подвеска автомобиля — применены рессоры большей длины и с меньшим количеством листов, ведутся проработки установки дизельного двигателя ЯМЗ и увеличения прицепной нагрузки до 3 т.

На базе «Садко» разработана модификация ГАЗ-3325 «Егерь-2» грузоподъемностью 1,5 т, особенностью которой является двухрядная 5-местная кабина и укороченная платформа.

Грузопассажирский вариант ГАЗ-3901 «Вепрь» с цельнометаллическим грузопассажирским 11-местным кузовом предназначен для перевозки личного состава и буксировки транспортных прицепов. Выпускаются также грузопассажирский трехдверный автомобиль «Охотник» и армейский грузовик с поворотной платформой для установки стрелкового вооружения. В несколько измененной комплектации «Садко» активно используется в гражданских отраслях. В частности, на его базе создан грузовик ГАЗ-33086 «Земляк» с двускатной ошиновкой колес заднего моста и увеличенной до 4 т грузоподъемностью. С весны 2006 года все автомобили серии «Садко» выпускаются с антиблокировочной системой.

 

Автомобили семейства ГАЗ-2330 (4x4) «Тигр» имеют классическую капотную компоновку. На раме смонтированы силовой агрегат с 5,9-литровым турбодизелем Cummins мощностью 180 или 215 л.с. и пятиступенчатой механической или автоматической коробкой передач, раздаточная коробка, подвеска, а также рулевое управление, система охлаждения и топливные баки. Доработанная независимая подвеска от БТР-80 с увеличенными ходами, более энергоемкими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости позволяет значительно повысить средние скорости прохождения пересеченной местности и плавность хода автомобиля в целом.

Кроме того, автомобиль отличается высокими динамическими характеристиками — максимальная скорость достигает 140 км/ч. Вcедорожник разработан с двумя вариантами колесной базы (3100 и 3300 мм) и несколькими вариантами кузовов. Так, кузова автомобилей, предназначенных для специальных подразделений МО, МВД и других силовых структур выпускаются в защищенном исполнении, оборудованы сиденьями для экипажа и десанта (общим количеством до десяти человек), оснащаются средствами связи и укладками для вооружения. На машины гражданского назначения устанавливаются двух- или пятидверные кузова для перевозки от двух до восьми пассажиров. В задней части кузовов имеется грузовой отсек. Автомобили выпускаются с несколькими вариантами отделки салона. В настоящее время выпускается вторая партия автомобилей «Тигр» для нужд МВД в двух модификациях — СПМ-1 и СПМ-2, каждая из которых отличается уровнем защиты корпуса. Разработан вариант вседорожника с правым рулем для зарубежных заказчиков.

Новинкой 2006 года стал и вседорожный автомобиль специального назначения ГАЗ-3121 (4x4) с условным названием «Тигр-2». Эта грузопассажирская полноприводная машина полной массой 3,5 т, оснащаемая турбодизелем Steyr мощностью 190 л. с., предназначена для перевозки пяти человек и 300 кг груза.Автомобиль способен достаточно быстро двигаться по всем видам дорог, по пересечённой местности, снегу и песку, а также преодолевать водные преграды глубиной до 0,8 м. По динамике, комфорту и безопасности «Тигр-2» соответствует уровню легковых автомобилей.

Автомобили семейства ГАЗ-39371 (4x4) «Водник» являются высокомобильными армейскими многоцелевыми машинами, созданным по заказу МО РФ. Они предназначены для создания на их базе специальных армейских модификаций — как боевых, так и автомобилей обслуживания. Вседорожники способны быстро перемещаться по дорогам и по пересеченной местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести стрелковое вооружение, транспортировать экипаж численностью 11 человек (мотострелковое отделение). В зависимости от установленного двигателя автомобили могут развивать максимальную скорость по шоссе от 110 до 120 км/ч. В то же время благодаря независимой подвеске, большому радиусу колес и значительному дорожному просвету автомобиль способен двигаться с высокой скоростью в условиях полного бездорожья. В основу конструкции положена модульная схема построения автомобиля, которая позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения. Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус, передний и задний модули автомобиля изготавливаются из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль, выпущенных из автоматического оружия. В настоящий момент «Водники» выпускаются с двумя дизельными двигателями: ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с. и 175-сильным ГАЗ-5621.

 

ОАО «ГАЗ» в 2006 году впервые представило автомобиль ГАЗ-29651 «Каратель», создающийся по заказу МО РФ. Цель разработки — создание перспективного (на период 2010–2015 годы) семейства армейских вседорожников многоцелевого назначения грузоподъемностью 1,0–2,5 т. Эти машины двойного назначения имеют максимальный уровень унификации между моделями семейства на основе модульного принципа конструирования с ориентацией на действующее и перспективное отечественное серийное производство. Для гражданских заказчиков предназначены модели упрощенной конструкции (без выполнения специальных армейских требований). Вcедорожники рассчитаны на эксплуатацию по всем видам дорог и местности независимо от времени года, суток и метеорологических условий.

 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
map