Главная arrow Обзоры arrow MAN
MAN

В модельный ряд грузовых автомобилей MAN полной массой 7,49–50 т входят семейства легких серий LE 2000 и TGL, средних серий ME 2000 и TGM и тяжелой серии TGА, включая тяжелые спецавтомобили полной разрешенной массой автопоезда до 300 т. С началом выпуска в 2006 году серии TGM сформировалась полная гамма грузовиков, отвечающих фирменной концепции Trucknology Generation®, — TGL, TGM и TGА, которые собираются из унифицированных модульных конструктивных элементов. Кроме того, применяется электронная «начинка», базирующаяся на платформе MAN Tronic, которая отвечает за диагностику и контроль работы основных агрегатов и систем грузовика и автопоезда. Кабины выполнены в едином «дальнобойном» стиле — даже легкий развозной грузовичок выглядит как магистральник в миниатюре.

В автобусную программу MAN входят городские автобусы серии NL, междугородные и пригородные серии SU, а также туристические Lion’s Star, Lion’s Regio (4x2) и Lion’s Top Coach (6x2).

Группой MAN Nutzfahrzeuge AG, состоящей в концерне MAN AG, в 2005 году было выпущено 68739 грузовых автомобилей, в том числе 19 028 грузовиков легких и средних серий и 49711 — тяжелой серии. Рост, по сравнению с 2004 годом, составил 3 % для легких и средних серий и 8 % для тяжелой серии. Доля MAN на европейском рынке грузовиков полной массой свыше 6 т в 2005 году равнялась 15,4 %.

В Германии производство грузовиков MAN и комплектующих для них сосредоточено в Мюнхене (здесь же располагается главный офис группы), Зальцгиттере, Нюрнберге (здесь собираются двигатели MAN) и Густавсбурге. К группе MAN также относятся австрийские дочерние предприятия в Вене и Штайере. Кроме того, грузовики MAN выпускаются на заводах в Анкаре (Турция) и Стараховице (Польша). На рынке Великобритании автомобили предлагаются под торговой маркой ERF, на польском рынке — под маркой STAR. Индивидуальная сборка тягачей MAN F2000 и TGA из оригинальных немецких комплектующих освоена в Минске (Республика Беларусь) на СП ЗАО «МАЗ-МАN». В Неполомице (Польша) строится завод MAN, рассчитанный на ежегодный выпуск 15 тыс. грузовиков тяжелой серии. Завод должен вступить в действие в середине 2007 года.

Между MAN Nutzfahrzeuge и индийской фирмой Force Motors Ltd. в 2006 году заключен договор о создании в Питампуре (Индия) совместного предприятия MAN Force Trucks Private Limited по ежегодному производству 24 тыс. грузовиков полной массой свыше 16 т. Автомобили будут оснащаться двигателями конструктивного ряда MAN D08, удовлетворяющими нормам по вредным выбросам Евро-3. В Индии грузовики должны выпускаться под марками MAN и Force, на экспорт в другие страны Азии и Европы пойдут под наименованием MAN Cargo Line c индексом CLA.

Между концерном MAN и компанией Navistar заключено перспективное соглашение об установке моторов MAN на грузовики International. К 2010 году такие двигатели должны будут соответствовать американскому стандарту EPA-2010, требования которого выше норм Евро-5, которые должны будут вступить в силу в 2009 году. На конец 2005 года в группе MAN Nutzfahrzeuge было занято 33400 человек (в грузовом отделении — 25300), из них в Германии трудятся 19900 человек. В Европе функционируют порядка 1200 фирменных сервисных станций MAN.

TGL

Выпускаемые с 2005 года грузовики легкой серии TGL полной массой 7,49–12 т используются, в зависимости от шасси и кабины, в самых разных областях перевозок: доставки грузов по городу, региону и на дальние расстояния, на стройках, в муниципальных городских и коммунальных службах. Шасси TGL отличает относительно низкая собственная масса, за счет чего достигается, по сравнению с серией LE2000, большая на 250 кг грузоподъемность при той же полной массе.

 

Конструктивный ряд TGL делится на четыре класса по полной массе: 7,5, 8, 10 и 11,99 т. (В Германии на транспортном средстве, зарегистрированном с нормативной массой менее 12 т, можно пользоваться дорогами бесплатно.) Полная нормативная масса автопоезда для автомобиля полной массой 7,5 т, равняется 11,99 т, а для автомобиля полной массой 11,99 т, оснащенного 240-сильным двигателем, — 24 т. Самый легкий МАN, выпускаемый с короткой кабиной С, имеет колесную базу от 3300 до 4850 мм. Грузовики полной массой 8–12 т имеют варианты кабин С (компактная), L (с одним спальным местом) и LX (с двумя спальными местами) и колесные базы от 3050 до 6700 мм. При максимальной базе полезная длина грузовой платформы может доходить до 10 м. Все три кабины имеют ширину (без крыльев) 2240 мм. Внутренняя высота (от пола до потолка) у кабин С, L и LX соответственно — 1569, 1645 и 1925 мм. Также на автомобили может устанавливаться кабина DoKa — с двумя рядами сидений.

Кабина фиксируется на четырехточечных опорах и опрокидывается для доступа к двигателю гидравлическим устройством. Во всех кабинах используется система вентиляции и обогрева с фильтрами чистого воздуха. Установливаются сиденья с подголовниками и встроенными ремнями безопасности, имеющими трехточечное крепление. Сиденья повышенной комфортабельности снабжены пневматическими рессорами, опорой для поясничного отдела позвоночника и подогревом. Имеется так называемый пакет «комфорт» с климатической установкой, электрическими стеклоподъёмниками, солнцезащитными козырьками.

 

Автомобили оснащаются модернизированными рядными дизельными двигателями D08 (в принятом на МАN обозначении даются две последние цифры диаметра цилиндра — в данном случае 108 мм). 4-цилиндровые дизели имеют рабочий объем 4,6 л и мощность 150, 180 и 206 л.с., 6-цилиндровый — 6,9 л и 240 л.с. Моторы оборудованы непосредственным впрыском топлива Common Rail второго поколения фирмы Bosch (c давлением в системе до 1600 бар), четырьмя клапанами на цилиндр, рециркуляцией отработавших газов (технология EGR), двухступенчатым турбонаддувом и двумя охладителями наддувочного воздуха. При установке оригинального пылевого фильтра МАN PM-Kat® двигатели выполняют требования норм Eвро-4 без применения дорогостоящей технологии SCR, при которой в систему выпуска должна впрыскиваться добавка AdBlue на основе дистиллированной воды и мочевины. При использовании на этих дизелях технологии SCR они будут соответствовать нормам Eвро-5.

Моторы под заказ снабжаются специальной системой торможения двигателем EVB (Exhaust Valve Brake), за счет чего тормозная мощность может достигать 180 кВт. 150-сильный двигатель агрегатируется с 5-ступенчатой коробкой передач ZF с ручным переключением, 180- и 206сильные — с аналогичной 6-ступенчатой. 4-цилиндровые моторы также могут компоноваться с 6-ступенчатой автоматической коробкой МАN TipMatic, которая базируется на механической коробке ZF-Ecolite. Выбор скоростей производится электроникой, включение — через гидравлические цилиндры, также через гидроцилиндр автоматически выжимается механическое сцепление. С 6-цилиндровым двигателем устанавливается 9-ступенчатая механическая коробка Eaton — с восемью прямыми передачами и понижающей (Crawler).

Грузовики выпускаются с колесной формулой 4x2. Подвеска — на параболических рессорах, сзади для всех классов автомобилей по тоннажу может устанавливаться пневмоподвеска с диапазоном вертикального перемещения до 200 мм. За счет 17,5-дюймовых колес машины имеют низкую посадку в кабину и небольшую высоту погрузки. В 2005 году на выставке European Road Transport Show в Амстердаме грузовик MAN TGL получил награду «Truck of the Year» («Грузовик года»).

TGM

Грузовики нового конструктивного ряда TGM относятся к среднему сегменту по тоннажу (полная масса 13–18 т). Дальнобойные и развозные грузовики имеют полную массу 15 и 18 т, колесную формулу 4x2 и колесную базу от 3525 до 6175 мм (длина кузова соответственно равна от 3,9 до 8,1 м). Развозные грузовики оборудуются кабинами С, L и DoKa, магистральные — кабиной LХ. На машинах полной массой 15 т установлены колеса размером 19,5 дюймов, на более тяжелых — 22,5 дюйма. Модели, предназначенные для тяжелых условий эксплуатации на стройплощадках, имеют полную массу 18 и 26 т: первые — двухосные (4x2), вторые — трехосные (6x4). Выпускаются также грузовики с колесной формулой 4x4, приспособленные для движения по бездорожью, полной массой 13 и 18 т.

Автомобили оснащаются турбонаддувными 6-цилиндровыми рядными двигателями D08 мощностью 240, 280 и 326 л. с., которые отвечают нормам Евро-3/Евро-4 (технология EGR). Моторы агрегатируются с 9-ступенчатой механической коробкой передач Eaton или 12-ступенчатой автоматизированной MAN TipMatic.

На машинах предусмотрены варианты подвесок: с параболическими рессорами спереди и сзади, пневмоподвеской заднего моста или всех осей. Серийно на машины устанавливается тормозная система с пневматическим приводом, дисковыми тормозами и АBS.

TGA

Грузовики тяжелой серии MAN TGA полной массой 18–50 т собираются с 2000 года вместо F2000 Evolution. Автомобили выпускаются в вариантах седельных тягачей и шасси. Тягачи, предназначенные для магистральных перевозок, имеют полную массу 18, 24 и 26 т. Автомобили полной массой 18 т выпускаются двухосными, с приводом на задний мост, с вариантами колесной базы 3500, 3600 и 3900 мм. Машины полной массой 24 и 26 т и колесной базой соответственно 2800 и 2600 мм — трехосные, со спаренными двумя задними осями, одна из которых поддерживающая и другая ведущая, с одной управляемой осью (колесная формула 6x2/2) или двумя (6x2/4). У шасси к моделям полной массой 18, 24 и 26 т, аналогичным тягачам, добавляются четырехосные полной массой 35 и 39 т и колесной базой от 2980 до 4105 мм, с двумя или тремя управляемыми осями. На магистральники на выбор устанавливаются кабины с двумя спальными местами LX, XLX и XXL. Первая идентична той, что ставится на более легкие серии грузовиков, а две последние — наиболее комфортные для автомобилей MAN, шириной 2440 мм. Внутренняя высота у XLX равна 1975 мм, у XXL — 2200 мм. Длина спального места в такой кабине составляет 2200 мм, ширина — 790 мм.

Дорожные автомобили представлены теми же тоннажем, колесными базами и колесными формулами, что и магистральные, но на них ставятся другие кабины: М, L и XL. М — достаточно компактная кабина (но чуть больших размеров, чем С), шириной 2 240 мм, длиной 1880 мм и внутренней высотой 1 645 мм. XL имеет те же ширину и длину, что и большие спальные кабины XLX и XXL, но меньшую высоту от пола до потолка — 1660 мм.

Строительные и вседорожные автомобили производятся полной массой от 18 до 41 т. Двухосные 18-тонные тягачи и шасси имеют колесную базу 3600 и 3900 мм, с приводом на заднюю и на обе оси. Полная масса у трехосных тягачей и шасси — 26, 28, 33 и 40 т, колесная база — 3200, 3600 и 3900 мм, варианты колесной формулы — 6x4 и 6x6. У четырехосных шасси (8x4, 8x6, 8x8) полная масса составляет 32, 35 и 41 т и колесная база — от 2505 до 4105 мм.

 

Специальные машины — тяжеловозы, транспортировщики опасных материалов — выпускаются в исполнениях Heavy Duty и World Wide. Трехосные (6x4) тягачи Heavy Duty имеют полную массу 33 т и варианты колесной базы 3200, 3600 и 3900 мм, четырехосные (8x4/4, с двумя управляемыми осями) — полную массу 41 т и колесную базу 2600 мм. Тягачи World Wide производятся двухосными (4x2) полной массой 18 т и трехосными (6x4, 6x6) полной массой 26, 33 и 40 т, с колесными базами 3200, 3600 и 3900 мм. К аналогичным по тоннажу трехосным шасси World Wide, но с более широкими вариантами исполнений колесной базы — от 3200 до 5100 мм, добавляются четырехосные (8x4) полной массой 41 т и колесной базой от 2505 до 4105 мм. Кроме этих автомобилей для вседорожного использования и тяжелых условий эксплуатации предназначены серии мобильных военных грузовиков SX и HX, производимых с двумя, тремя и четырьмя мостами. Для коммунальных служб выпускается серия LE (Low Entry) c низкорасположенной кабиной, имеющей ровный пол и специальной конструкции двери с пневматическим приводом.

 

Автомобили TGA оснащаются 6-цилиндровыми рядными дизелями D2066 (рабочим объемом 10,5 л и мощностью 310 320, 350, 360, 390, 400, 430 и 440 л. с.) и D2876 (рабочим объемом 12,8 л и мощностью 480 и 530 л. с.), а также 10-цилиндровым V-образным D2840 рабочим объемом 18,3 л и мощностью 660 л. с. (устанавливается на специальные исполнения Heavy Duty и World Wide). Полная масса автопоезда с 660-сильным тягачом может достигать 250 т. Двигатели мощностью 310 и 320 л. с. ставятся только на дорожные автомобили полной массой 18 т. Дизели D2066, выпускаемые с 2004 года, оборудованы четырьмя клапанами на цилиндр, непосредственным впрыском топлива Common-Rail второго поколения, рециркуляцией отработавших газов (EGR) и пылевым фильтром PM-Kat®. За разработку этого фильтра, не требующего периодического обслуживания и частой замены, компаниям-разработчикам MAN и Emitec в 2006 году была присвоена специальная экологическая награда Федерального Индустриального Союза Германии. Моторы D2066 удовлетворяют нормам токсичных выбросов Eвро-4, а при использовании технологии SCR — Eвро-5. Двигатели D2876 соответствуют нормам Eвро-3/Eвро-4, D2840 — Eвро-3. Все двигатели снабжены моторным тормозом EVB либо более новым EVBec. Также в комбинации с системой EVBec может устанавливаться тормоз-замедлитель MAN Pritarder.

С двигателями компонуются 12-ступенчатая автоматизированная коробка передач MAN TipMatic или 16-ступенчатая механическая ZF ComfortShift. Система ComfortShift обеспечивает переключение верхних передач без выжимания водителем сцепления — это делает электропневматическое устройство. С 2005 года часть неполноприводных моделей TGA оборудуется системой гидропривода MAN Hydro Drive®, которая позволяет в нужный момент подключать переднюю ось. Масса автомобиля при установке гидрообъемного привода увеличивается на 400 кг, однако при этом автомобиль становится полноприводным. Такой системой в первую очередь оснащаются строительные самосвалы, которым требуется повышенная проходимость в условиях плохих дорог.

Отличительной особенностью серии TGA остается обеспечение высокого класса комфорта условий работы водителя, например использование единственных в своем роде климатизированных сидений класса «Люкс».

MAN В РОССИИ

По данным ГТК РФ в 2005 году в России было продано 547 новых автомобилей MAN — по сравнению с 2004 годом прирост составил 86 %. Одних только «бюджетных» тягачей MAN TGА 18.360 российские перевозчики в 2005 году приобрели 154 единицы. В 2005 году также было продано 2622 подержанных автомобилей MAN — прирост по сравнению с предыдущим годом равен 16 %.

 

Для внутренних перевозок наибольшей популярностью в России пользуется «бюджетный» седельный тягач MAN TGA 18.360 4x2 BLS. Автомобиль полной массой 18 т снабжен кабиной L, 360-сильным двигателем, отвечающим требованиям Евро-3, 16-ступенчатой коробкой передач ZF. В оснащение тягача входят моторный тормоз EVB, задняя пневмоподвеска, блокировка дифференциала. Имеются обогреваемые топливные фильтры, независимый воздушный отопитель Eberspa .. cher D4S, обогрев зеркал заднего вида. Бортовой компьютер передает информацию на русском языке. «Седельники» приобретались в лизинг с авансовым платежом 20 %, комиссией до 1 %, ежемесячным лизинговым платежом 1386 евро + НДС, сроком лизинга 42 месяца. Всего в 2005 году по цене 69600 евро, включая НДС, было продано более 150 таких машин.

На территории России действуют более двадцати сервисных станций MAN. С 1999 года существует ООО «МАН Автомобили Россия» — стопроцентное дочернее предприятие МАN Nutzfahrzeuge АG, продающее новые и подержанные грузовики со склада в Москве. Здесь также есть сервисная станция и школа водительского мастерства. В Санкт-Петербурге действует Северо-западный центр компании MAN с техцентром. Дилерские центры находятся также в Самаре, поселке Красный Восток (Новосибирская обл.), Казани, Екатеринбурге, Перми. В 2005 году официальным дилером в Челябинске стал технико-коммерческий центр «СТО Молния», созданный на базе Челябинского тракторного завода. В 2006 году ООО «МАН Автомобили Россия» заключило дилерский договор с «Кубаньгрузсервисом», получившим права на продажу и сервисное обслуживание техники MAN в Краснодарском крае и Ростовской области.

 
< Пред.   След. >
map