Главная arrow Обзоры arrow Tatra
Tatra

Новым владельцем акционерного общества Tatra в 2006 году стала компания Blue River, выкупившая у американской корпорации Terex контрольный пакет акций. Новое руководство в лице Рональда А. Адамса (основателя Blue River) и группы чешских и иностранных инвесторов в 2007 году планирует собирать на головном заводе в Копрживнице 1600 автомобилей Tatra и в дальнейшем наращивать выпуск до 2 500 грузовиков в 2009 году. В 2005 году было продано 1053 транспортных средства Tatra, что на 11 % больше, чем в 2004. Растущими рынками в 2005 году были Россия, Словакия, Венгрия, Индия и внутренний чешский рынок. За первую половину 2006 года было выпущено 548 грузовиков Tatra, из которых 181 автомобиль был продан в Чехии и 138 машин отправлено в Россию. Всего в 2006 году должно быть собрано порядка 1,2 тыс. автомобилей. На основном предприятии Tatra трудятся 1500 человек, а весь штат группы Tatra, включая дочерние фирмы, составляет 3100 человек.

В настоящее время гамму грузовых автомобилей составляют большегрузные самосвалы, седельные тягачи и шасси Terr№1 и Т163, а также армейские грузовики Armax, Force и T815-7. Специально подготовленные для автомарафонов грузовики Tatra много лет с успехом участвуют в ралли-рейдах.

Конструктивно грузовики Tatra отличаются необычной ходовой частью с хребтовой рамой в виде центральной несущей составной трубы (внутри которой проходят приводные валы). При этом мосты — разрезные, а подвеска выполнена на качающихся полуосях. Все это с одной стороны обеспечивает шасси высокое сопротивление против кручения и изгиба, а с другой — эффективное прижимание колес к дороге даже в случае больших неровностей и ям. Однако имелось одно «но»: автомобили Tatra из-за такой компоновки всегда отличались характерным паразитным развалом колес, что приводило к неравномерному износу шин. Для компенсации этого явления была разработана комбинированная подвеска типа King Frame, сочетающая пневмоподушки и установленные в них винтовые пружины либо пневмоподушки и листовые рессоры. В первом случае осевые нагрузки на ось могут достигать 11,5 т, во втором — 15 т.

 

Благодаря всей этой оригинальной конструкции, а также тому, что все мосты могут быть ведущими, достигается очень высокая проходимость автомобиля на бездорожье. Помимо этого, все мосты оснащаются блокировкой межосевого и межколесных дифференциалов, а дополнительно могут устанавливаться колесные планетарные редукторы.

Поставляемые в Россию модели Т163 и Terr№1 оснащаются 12,7-литровым V-образным 8-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения моделей T3В-928 (Евро-2) мощностью 230, 255, 300 кВт и T3С-928 (Евро-3) мощностью 240, 270, 300 кВт — с турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и прямым впрыском топлива, подаваемого классическим рядным топливным насосом высокого давления. Двигатель компонуется с вариантами механической коробки передач Tatra: 10-ступенчатой с электропневматическим переключением передач либо 14-ступенчатой. Практически все передачи имеют синхронизаторы. Исключение составляет только передача заднего хода и специальная замедленная передача, маркированная буквой С (Crawler), которая включается для того, чтобы застрявший автомобиль мог выехать на твердую почву. Также устанавливается дополнительная двухступенчатая коробка передач с мультипликатором.

На автомобили, предназначенные для рынков стран ЕС, в 2006 году начал устанавливаться новый 8-цилиндровый V-образный турбодизель Tatra T3D-928 TM мощностью 280 и 325 кВт, соответствующий нормам Евро-4. Для создания этого мотора инженеры Tatra избрали такой же путь, что и большинство других крупных европейских изготовителей, то есть взяли за основу двигатель T3С-928, оптимизировали процесс сгорания смеси и применили технологию SCR избирательной каталитической нейтрализации оксидов азота с использованием присадки AdBlue.

Т163

Предназначенные для тяжелых условий эксплуатации грузовики Т163 создавались в 90-х годах под маркой Jamal на основе широкомасштабных эксплуатационных испытаний, проводившихся в России, Чехии и Словакии. Автомобили имеют полную массу 26–40 т, грузоподъемность 19,22– 25,15 т, максимальную переднюю осевую нагрузку 8 т и заднюю 2х16 т. Выпускаемые с колесной формулой 6х4 и 6х6 и с колесной базой 3700 и 4090 мм, автомобили комплектуются самосвальным кузовом объемом 12–16 м3, ковшеобразным с односторонней разгрузкой, оборудуемым подогревом выхлопными газами. Укороченная кабина капотного типа — трехместная, с выгнутым ветровым стеклом, неоткидная: доступ к силовому агрегату достигается откидыванием стеклопластикового капота вперед с помощью амортизационных стоек. Кабина оборудуется отопителем, использующим тепло системы охлаждения двигателя, автономным дизель-отопителем, кондиционером.

TERR№1

 

Грузовики модельного ряда Terr№1 — преемники серии Т815 — выпускаются полной массой 19–46 т (в составе автопоезда — 42–103 т), грузоподъемностью 9,1–28,6 т, с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Автомобили комплектуются бескапотной кабиной вагонного типа — короткой, стандартной, удлиненной или сдвоенной. Подъем и опускание кабины выполняются с помощью гидравлического агрегата. Спроектирована кабина с учетом возможности установки правостороннего рулевого управления. Поставляемые в Россию машины оборудуются электроподогревателем системы впуска для облегчения запуска двигателя в сильный мороз, электроподогревателем масла, а также автономным отопителем, устанавливаемым в кабине за сиденьем водителя.

ARMAX

Грузовики семейства Е815-2 Armax базируются на модели Terr№1. Они имеют те же варианты колесной формулы и конструкции шасси, но приспособлены для армейских нужд. Так, дополнительно устанавливаются устройства светомаскировки, система подкачки давления в шинах, оборудование для преодоления брода глубиной до 1,2 м. В подвеске задних колес King Frame дополнительно применена система автоматического регулирования дорожного просвета. Углы въезда, съезда и рампы для версии 4х4 равны соответственно 36, 37 и 26°. Максимальный угол подъема дороги составляет 45°, бокового уклона — 30°. Модульный принцип производства автомобилей позволяет устанавливать на них как моторы Tatra, так и двигатели водяного охлаждения, например Deutz или Cummins. Предусмотрено бронирование кабины.

FORCE

 

Автомобили семейства Т816 Force выпускаются с колесной формулой 6х6, 8х8, 10х10 и 12х12, оснащаются двигателями жидкостного охлаждения Cummins мощностью 298 (отвечает требованиям американского стандарта EPA/CARB1999), 306 (Евро-3) и 324 кВт (Евро-2) и Caterpillar мощностью 306 кВт (EPA/CARB2004). Моторы компонуются с 6-позиционной автоматической коробкой передач американской фирмы Twin Disc. Ходовая часть оборудуется колесными редукторами и односкатными шинами размером 16.00 R20. Углы въезда, съезда и рампы равны соответственно 40, 35 и 24°, максимальная глубина преодолеваемого брода — 1,25 м. Кабина выпускается стандартной трехместной, оборудованной одной или двумя сальными полками, а также удлиненной, вмещающей до 8 человек.

T815-7

Вседорожные автомобили модельного ряда T815-7 предназначены как для армии, так и для нужд пожарных подразделений и отрядов спасения.

Шасси выпускаются с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8, 10х10 и 12х12. Кроме двигателя Tatra автомобиль может оснащаться моторами Cummins и Caterpillar, кроме механической коробки передач Tatra — «автоматами» Allison или Twin Disc. Кабина имеет составное плоское ветровое стекло. Кроме двухдверной двухместной кабины выпускается четырехдверная восьмиместная. Благодаря низкой кабине автомобили можно транспортировать «натовским» самолетом типа С-130 Herkules. Возможность регулирования на ходу величины дорожного просвета позволяет автомобилю легче проходить тяжелые участки дорог и бездорожья, низкие туннели. Клиренс (400 мм при колесной формуле 8х8) может быть на 105 мм уменьшен или на 90 мм увеличен. Углы въезда, съезда и рампы составляют соответственно 45, 40 и 32°. Максимальная глубина преодолеваемого брода та же, что и у автомобилей Force.

 
< Пред.   След. >
map