Главная arrow Обзоры arrow Спецраздел / Труженики портов и терминалов
Спецраздел / Труженики портов и терминалов

Появление и быстрое распространение в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия судов типа «ро-ро» (ro-ro) стало отправной точкой в создании особого типа грузовиков. Технология «ро-ро» представляет собой ускоренную погрузку и разгрузку специально сконструированных кораблей и паромов с помощью автомобилей, которые заезжают на палубу своим ходом. А для перемещения немобильных грузов были разработаны тягачи, которые стали работать в сцепке с трейлерами и ролл-трейлерами. Тягач завозит контейнер в трюм и отцепляется от ролл-трейлера, оставляя контейнер вместе с ним. Таким образом, весь спектр грузов в контейнерах, которые раньше доставляли на корабли с помощью портовых кранов, оказалось намного выгоднее закатывать на палубу или в трюм тягачами с полуприцепами и уже на месте просто и удобно размещать. Подобная схема очень быстро прижилась в Европе и на Ближнем Востоке, а достаточно сложные и дорогие портовые краны теперь используются для работы с относительно немногочисленными океанскими кораблями. Более того, возрастающие с каждым годом грузопотоки требуют увеличения количества паромов «ро-ро», а вместе с ними и парка портовых и терминальных тягачей.

KALMAR

Один из крупнейших изготовителей такого рода изделий — шведская фирма Kalmar. Первый терминальный тягач под этой маркой появился в 1958 году при технической помощи специалистов компании Ottawa из США. Спустя 12 лет был освоен выпуск тягача «ро-ро», но уже под маркой Kalmar. Сегодня Kalmar входит в финансово-промышленную группу КОNЕ-Gruрре, которая в свою очередь является частью транснациональной корпорации Саrgotес Соrporation со штаб-квартирой в Хельсинки. Полнокомплектные тягачи «ро-ро» фирмы Kalmar собирают в США, Канаде, Финляндии, Швеции, Малайзии, а с 2006 года и в Китае.

В настоящее время самыми популярными моделями типа «ро-ро» являются тягачи ТТХ182 (4х2) и его разновидности ТRХ182 (4х4), выпускаемые в США и Европе. Машины комплектуют дизелями Сummins или Volvo и автоматическими коробками передач Allison или Clark. Кабина водителя может быть расположена справа или слева, с фиксированным положением сиденья или возможностью его поворота на 180°. Варианты исполнения зависят исключительно от назначения трактора.

Модификация TRL182 отличается неподъемным седлом и защитой задних колес специальным приспособлением, выполняющим одновременно роль упора для полуприцепа.

Образец с обозначением ТRХ242 разработан специально для работы с судами типа «ро-ро». Полноприводный тяжеловес оснащен индустриальным дизелем Сummins мощностью 333 л.с., автоматической трансмиссией и шинами 11.00-20. Допустимая нагрузка на седло составляет 32 т. Машина предназначена для работы в тяжелых условиях, о чем свидетельствуют ее размеры: длина 5,5м, ширина 2,5 м и увеличенная до 3,14м высота. Радиус поворота — 7,6м, собственная снаряженная масса — 13т. Автомобиль оснащен не совсем обычной двухдверной кабиной, откидывающейся вперед. Ветровое стекло для лучшего обзора изогнуто под прямым углом.

Один из самых тяжелых в мире тягачей Kalmar ТRХ252 класса Super Неаvу способен работать в составе автопоезда полной массой до 350т. При собственной массе 15 т полноприводный гигант допускает нагрузку на седло 32т. Размеры машины 6,4х2,8х3,2м, радиус поворота — 9м, размер шин — 12.00-R24. Мощность дизеля составляет 335 л. с.

SISU

Финская компания Sisu является одним из родоначальников в деле создания терминальных тягачей и машин типа «ро-ро». В 70-е годы Sisu организовала в США фирму Eagle MarkIV Equipment, Inc., которая освоила выпуск целой гаммы терминальных тягачей прежней серии, а позже принципиально новых машин, продаваемых ныне под торговой маркой Сарасitу. После слияния в 1993 году Sisu с американским производителем терминальных тягачей Ottawa новообразованный холдинг стал лидером мирового рынка портовых тягачей, ежегодно выпуская до 1600 машин. К этому надо прибавить американский филиал Sisu Magnum, который, в свою очередь, изготавливал по 200–250 тягачей в год. В 1997 году Sisu становится частью финского промышленно-финансового концерна Раrtek. В этом же году отделение Sisu Truck подписало с компанией Renault Truck договор, согласно которому французы обеспечивают финского партнера кабинами, двигателями и коробками передач. После этого производство терминальных тягачей стало быстро сокращаться, но тем не менее у финского производителя осталось несколько интересных моделей.

Тягачи «ро-ро» семейства Sisu ТR161, выпускаемые с середины 90-х годов, оснащаются 6-цилиндровыми дизелями Volvo или Сummins мощностью соответственно 227 и 214 л.с., автоматическими трансмиссиями Clark, а также приводом на все колеса, что дает возможность перевозить груз массой от 70 до 200 т. Нагрузка на седло составляет до 25 т.

Более высокие характеристики имеют модели серии ТR181, которые комплектуются дизелями той же марки, но с увеличенной мощностью (243–258 л.с.). Кабина располагается как справа, так и слева, оборудуется поворачивающимся креслом водителя и двумя дверьми— боковой и задней двустворчатой. Снаряженная масса тягачей составляет 8,5–8,7т.

TERBERG

Нидерландская компания Terberg, наряду с терминальными тягачами и машинами типа «ро-ро», изготавливает специальные многоосные автомобили и другие транспортные средства. Когда в конце 70-х — начале 80-х годов появились паромные перевозки морским путем, потребовалась терминальная техника, которая уже имелась в арсенале фирмы Terberg. Компания оказалась не только у истоков изготовления терминальных тягачей, но и до сих пор является крупнейшим изготовителем такого рода изделий в Европе.

 

Ежегодно с маркой Terberg выпускается около 600 терминальных машин. Продукцию фирмы можно разделить на две большие группы: тягачи «ро-ро» (серия RТ) и терминальные автомобили (серия YТ).

Полноприводные тягачи «ро-ро» (4х4) могут буксировать груз массой 120 или 230т. Терминальные тягачи имеют только задние ведущие колеса и образуют две группы по высоте расположения седельного устройства относительно дорожного полотна (921 и 938 мм) при полной массе автопоезда до 80 т. Дополняет модельный ряд недавно появившаяся четырехосная машина (8х4), которая может работать как тягачом «ро-ро» в составе автопоезда полной массой до 350т, так и терминальным трактором, предназначенным для перевозки крупногабаритных контейнеров. Ведущими у автомобиля являются колеса второй и третьей осей. Тягачи имеют правое или левое расположение кабины в зависимости от пожеланий заказчика, что, в свою очередь, определяется характеристиками портовой инфраструктуры, с которой придется взаимодействовать тягачу.

Все модели «ро-ро» имеют кабину, сдвигающуюся в горизонтальной плоскости при помощи гидравлического привода. Вход в кабину — через дверь, расположенную в торцевой части, водительское кресло с панелью приборов и органами управления имеет возможность поворачиваться на 180°. Для доступа к двигателю кабина откидывается вперед на 65°. Стандартная комплектация предусматривает установку дизельных двигателей Сummins мощностью от 173 до 420 л.с. или их аналогов MercedesBenz и Volvo. На ведущие мосты крутящий момент передается посредством механических коробок передач ZF и Clark либо «автоматов» Allison и ZF. Переключение передач осуществляется с помощью компактного и удобного джойстика.

Внешне модели, относящиеся к типу «ро-ро», различаются шириной бампера, высотой посадки и колесами (размер шины 11R22,5). Подвески осей тягачей серии RТ снабжены пневмоэлементами, которые обеспечивают высокую плавность хода и уровень комфорта для водителя. Совсем недавно фирма применила запатентованный комплекс Safeneck, позволяющий менять положение центра тяжести относительно подрамника тягача при перераспределении масс во время преодоления неровностей проезжей части. Несущим у тягача выполнен пространственный каркас, на котором закреплены двигатель, коробка передач, мосты и подрамник с седельным устройством. Сверху устанавливается кабина.

В семействе терминальных тягачей существует намного больше модификаций. Помимо основных (седельных) тягачей есть несколько разновидностей для перевозки, например, 7,5-метровых или подкатных контейнеров, длинномеров, а также для кузовов или фургонов грузовых автомобилей с самопогрузкой. Некоторые варианты имеют даже дополнительную ходовую часть, которая позволяет двигаться по железнодорожной колее. Конструктивно терминальные тягачи отличаются от аналогов «ро-ро» незначительно. Двигатели и коробки передач — тех же фирм, но передние мосты поставляет фирма Volvo. Эти очень надежные тягачи нередко приобретаются для работы в качестве коммунальной техники и на заводах в сталелитейных и кузнечных цехах. Кстати, Terberg поставляет продукцию в 80 стран мира.

MAFI

Немецкая компания MAFI Transport-Systeme GmbH (MAFI) является известным производителем портовых тягачей и специальной техники для транспортировки особо тяжелых грузов. Самой легкой терминальной машиной в производственной программе MAFI является модель МТ25, которая выполняет функции тягача «ро-ро». Нагрузка на седло составляет 25т. В качестве силовой установки используется дизельный двигатель Volvo мощностью 200 л.с., который работает в одном блоке с коробкой передач ZF. При колесной базе 2,9м длина тягача составляет 4,22м, ширина — 2,5м, а высота — 2,9м. Снаряженная масса равна 9т. Машина выделяется современным дизайном внешних форм, а кабина снабжена поворотным на 180° рабочим местом оператора и двумя дверьми, одна из которых — боковая, открываемая против хода, а другая — задняя, сдвигаемая на роликах. Эта дверь позволяет водителю, не спускаясь на землю, подключить пневмо-, гидро- и электросистемы полуприцепа в течение минуты.

Новинкой 2006 года стала модель МТ25YТ, отличающаяся неординарными эстетическими решениями и техническими данными. Конструкция тягача — рамная, с пневматической подвеской ведущего моста, кабиной водителя с необычно большой площадью остекления и дверью, выходящей на внутреннюю «палубу», с которой водитель может спуститься на проезжую часть или направиться к полуприцепу. Кабина может размещаться на правой или левой части шасси. В подкапотном пространстве находится 5,9-литровый дизель Сummins 6ВТАА мощностью 167 л.с. Эта серия двигателей относится к промышленному типу, вследствие чего обладает высоким крутящим моментом при относительно небольших оборотах. Коробка передач ZF имеет три передачи переднего хода и столько же заднего, а также электрогидравлическое переключение и возможность электронного программирования. Габаритные размеры модели довольно внушительные: 5,4х2,5х3,2 м. Нагрузка на подъемное седло составляет 25–30 т.

Модель МТ30 может выполнять роль терминального автомобиля и тягача «ро-ро», для чего существуют модификации 4х2 и 4х4, с правым или левым размещением кабины, снабженной двумя дверями. Максимально допустимая нагрузка на седло — 36 т. В качестве терминального тягача МТ30 способен транспортировать полуприцеп полной массой до 120 т. 237-сильный дизель Реntа ТАD 720VЕ рабочим объемом 7,2 л относится также к группе промышленных. Механическую коробку передач с шестью передними и тремя задними скоростями поставляет фирма ZF. При длине 5,38 м тягач имеет ширину 2,54 м и высоту 2,91 м. Сиденье может поворачиваться на 180°. Тягач МТ36 — более тяжелая версия модели МТ30, рассчитанная на перевозку грузов россыпью, например, металлических или строительных деталей, бумаги в рулонах и т.п.

Модель МТ45-Nicolas, называемая также Тrас МТ45, — наиболее тяжелая машина в производственной программе MAFI. В ее создании принимало участие французское предприятие с таким же названием. Допустимая нагрузка на седельное устройство этого тяжеловеса достигает 45 т, а масса полуприцепа составляет 200 т. Прочная несущая система тягача позволяет использовать его в качестве терминальной машины и тягача «ро-ро». Кабина, заимствованная у моделей предыдущего поколения, имеет две двери и поворачивающееся рабочее место водителя. Мощности прежнего двигателя хватает, но из-за увеличения нагрузки шины заменили на Michelin 12.00 24 ХZМ, выпускаемые специально для этой модели. Высота машины составляет 3,48 м, ширина — 2,75 м. Седельное устройство при помощи двух гидроцилиндров может подниматься на высоту 2,39 м. Промышленный двигатель мощностью 373 л.с. предлагается в качестве опции, но все заказчики останавливают свой выбор именно на нем.

Модель Trac Lift (МТL) предназначена для транспортировки контейнеров преимущественно длиной 7,5м. Длина автомобиля составляет 8,76м при базе 5,99 м, высота— 3,08м, а ширина— 2,5м. Для удобства погрузки и разгрузки контейнеров машина оснащается разными по размерам колесами. При помощи гидравлики погрузочная платформа может менять свое вертикальное положение в границах 720 мм. Кабина МТL изменений не претерпела.

МОL

Штаб-квартира фирмы Моl Group находится в Бельгии, еще шесть ее подразделений располагаются во Франции и Великобритании. Компания начала свою работу в 1944 году. Надо сказать, что Моl — единственное в мире предприятие, серийно выпускающее тягачи «ро-ро» на шасси грузовиков. В качестве базовых используются седельные тягачи DAF, оборудованные специальной защитой сверху и снизу. Для особо крупных автопоездов применяются полный привод и балласт. Так же серьезно дорабатываются терминальные тягачи серии FF. Эти модели облачены в каркас безопасности, изготовленный из толстых труб. Нагрузка на седельное устройство достигает 35т. Чаще всего машины буксируют полностью груженные 7,5-метровые контейнеры, установленные при помощи портальных погрузчиков на полуприцепы в два яруса — именно в таких ситуациях необходима мощная внешняя защита. В моторном отсеке расположился 5,9-литровый дизель Сummins 6ВТА мощностью 200 л.с. В одной кинематической цепочке с ним работает автоматическая 4-позиционная трансмиссия Allison. Кабина может быть расположена как справа, так и слева. Собственная масса тягача — 8,5т, максимальная скорость автопоезда — 20 км/ч. На базе серии FF в 2006 году начался выпуск тягача Мulti Тrailer Тractor Rо-Rо, способного работать в составе автопоезда полной массой 330т.

СVS FERRARI

Модельный ряд портовых тягачей СVS Ferrari представлен машинами: FYТ 180, FYТ 220, ТТ 2516, TТ 3516, ТR 2516 и ТR 3516. Самая свежая разработка — терминальный тягач РYТ 180. Машина имеет современный дизайн кабины с легким доступом ко всем агрегатам и оснащена дизельным двигателем Сummins QSB 5.9 мощностью 208 л.с. Коробки передач — автоматические ZF или Allison. Передний мост — IVЕСО, задний — Меritor. Высота перемещения седельного устройства составляет 800–940 мм, а допустимая нагрузка на него — 45т. Управление седельным устройством осуществляется водителем из кабины с помощью джойстика. Сиденье поворачивается на 90°. Кабина водителя может быть расположена как слева, так и справа. Предусмотрена установка двухместной кабины и задней скользящей двери.

 

Тягачи «ро-ро» ТR 2516 и ТR 3516 имеют колесную формулу 4х4. Благодаря эффективной системе освещения, возможны уверенная буксировка и толкание прицепного состава в любое время суток. ТR 3516 оснащается дизельным двигателем Volvo мощностью 224 л.с. и автоматической коробкой передач Сlark. Передний и задний мосты — фирмы Меritor. Высота подъема седельного устройства с допустимой нагрузкой 45т составляет от 430 до 1000 мм.

САРАСITУ

Североамериканская фирма Сарасitу выпускает шесть базовых моделей «ро-ро» и терминальных тягачей. Максимальная нагрузка на седельно-сцепное устройство образца с индексом TJ5000 определена величиной 31,5т. В движение машину приводит 5,9-литровый дизель Сummins мощностью 153 л.с., который связан с электронно-управляемой автоматической коробкой передач Allison. В зависимости от назначения машины кабина оборудуется определенными элементами интерьера и дополнительной дверью в задней стенке. Габаритные размеры автомобиля 4,8х2,5х3,0м, максимальная высота подъема седельного устройства, перемещаемого гидравликой, — 1,1м.

Мощность дизельного двигателя Сummins у модели ТJ6500 с колесной формулой 6х4 достигает 215 л. с. Трансмиссия и остальные агрегаты такие же, как у ТJ5000. Тягачи ТJ7000 и ТJ9000 оснащены 173-сильным мотором, при этом последняя модель выдерживает нагрузку на седло до 45 т, а также имеет версию 4х4.

Сверхтяжелых тягачей компания Сарасitу не имеет, все они — среднего класса, с массой опций и различиями в архитектуре.

 
< Пред.   След. >
map