Главная arrow Устройство автомобиля
Устройство автомобиля
Направляющее устройство
Направляющее устройство определяет характер движения колес, передает продольные и поперечные усилия. На раму и кузов передается от ведущих колес тяговая сила. Для этого предусмотрено направляющее устройство подвески, которое также воспринимает и момент, стремящийся повернуть мост автомобиля в направлении, противоположном вращению колес. При торможении автомобиля через направляющее устройство на раму от колеса передается сила торможения и им же воспринимается момент, стремящийся повернуть мост в направлении вращения колес. Кроме того, через направляющее устройство передаются боковые усилия, возникающие при повороте автомобиля.
По типу направляющего устройства подвески делят на две группы — зависимые и независимые.
Отличительной особенностью зависимой подвески является наличие жесткой балки, связывающей левое и правое колеса, вследствие чего перемещение одного колеса в поперечной плоскости передается другому.
В независимой подвеске колеса одной оси не имеют между собой непосредственно связи и подвешены одно независимо от другого. При применении независимой подвески перемещение одного колеса не вызывает перемещения другого. В качестве направляющего устройства могут использоваться рычаги (штанги).
 
Гасители колебаний /Стабилизатор поперечной устойчивости
Гасители колебаний служат для гашения колебаний упругого элемента. При движении автомобиля в результате наезда колес на неровности дороги возникают колебания кузова и колес, которые гасятся с помощью устройства, называемого амортизатором. Его принцип действия сводится к превращению механической энергии колебаний путем трения жидкости в тепловую энергию с последующим ее рассеиванием. Применяемые на автомобилях амортизаторы делятся на телескопические (двухтрубные и однотрубные) и рычажные. Телескопические амортизаторы легче, чем рычажные, имеют развитую поверхность охлаждения, вследствие большого хода поршня при одинаковой энергоемкости работают при сравнительно невысоких давлениях рабочей жидкости (2,5—5 МПа), поэтому менее чувствительны к изнашиванию, утечкам, технологичны в производстве и хорошо компонуются на автомобиле.
Двухтрубный телескопический амортизатор. Сопротивление колебаниям в нем создается в результате перекачивания жидкости через калиброванные отверстия в его клапанах. При увеличении скорости относительных перемещений моста и несущей конструкции автомобиля резко возрастает сопротивление амортизатора. Амортизаторы заполняют специальной жидкостью, вязкость которой мало зависит от температуры окружающей среды. Колебания несущей конструкции состоят из хода сжатия, когда несущая конструкция и мост сближаются, и хода отдачи, когда несущая конструкция и мост расходятся. Сопротивление амортизатора имеет двухстороннее действие. Ходы сжатия и отдачи неодинаковы. Так, сопротивление при ходе сжатия составляет 20—25 % сопротивления хода отдачи, так как необходимо, чтобы амортизатор гасил в основном свободные колебания подвески при ходе отдачи и не увеличивал жесткость упругого элемента при ходе сжатия.
Рабочий цилиндр амортизатора и часть окружающего его корпуса резервуара заполнены жидкостью. Внутри цилиндра помещен поршень со штоком, к концу которого приварена проушина крепления с балкой моста или рычагами колеса. Сверху рабочий цилиндр закрыт направляющей штока, а снизу днищем, являющимся одновременно корпусом клапана сжатия. В поршне по окружностям разного диаметра равномерно расположены два ряда отверстий. Отверстия на большом диаметре закрыты сверху перепускным клапаном отдачи. Отверстия на малом диаметре закрыты снизу дисками клапана отдачи, поджатого пружиной.
 
Независимые подвески
Независимые подвески получили широкое распространение в передних управляемых колесах легковых автомобилей, так как при их использовании существенно улучшается возможность компоновки моторного отсека или багажника и снижается возможность возникновения автоколебания колес.
В качестве упругого элемента в независимой подвеске обычно применяют пружины, несколько реже — торсионы и другие элементы. При этом расширяется возможность применения пневматических элементов. Упругий элемент, за исключением рессоры, практически не влияет на функции направляющего устройства. Для независимых подвесок существует множество схем направляющих устройств, которые классифицируются по числу рычагов и расположению плоскости качания рычагов.
В независимой передней подвеске рычажного типа автомобилей «Волга» ступица колеса установлена двумя радиально-упорными коническими роликоподшипниками на цапфе поворотного кулака, который шкворнем соединен со стойкой. Между стойкой и поворотным кулаком установлен упорный шарикоподшипник.
Стойка резьбовыми втулками шарнирно соединена с верхним и нижним вильчатыми рычагами, которые, в свою очередь, связаны с осями, закрепленными на поперечинах рамы с помощью резиновых втулок. Упругим элементом подвески служит пружина, упирающаяся верхним концом через виброизолирующую прокладку в штампованную головку поперечины, а нижним — в опорную чашку, прикрепленную болтами к нижним рычагам. Вертикальные перемещения колес ограничены упором резиновых буферов в балку. Телескопический гидравлический амортизатор двустороннего действия установлен внутри пружины и соединен верхним концом с поперечной рамой через резиновые подушки, а нижним концом — с нижними рычагами.
 
Колеса и шины

Шина

Назначение шины — поглощать и смягчать толчки и удары, воспринимаемые колесом от дороги, обеспечивать с ней достаточное сцепление, снижать уровень шума, возникающий при движении автомобиля и уменьшать разрушающее действие автомобиля на дорогу.
Требования, предъявляемые к шинам.
1. Обеспечение высокой комфортабельности — шина и подвеска, работая последовательно в вертикальном направлении, обеспечивают требуемую частоту собственных колебаний подрессоренной части конструкции. Помимо этого, влияние шины на комфортабельность автомобиля определяется следующим:
•    уровнем шума при прямолинейном и криволинейном движении;
•    сопротивлением повороту управляемых колес;
•    радиальным и боковым биениями, которые передаются на рулевое управление.
2. Обеспечение безопасности движения — реализация этого требования в основном определяется прочностью каркаса шины, способного противостоять действию внутреннего давления и ударным нагрузкам. Безопасность шины определяется следующими ее свойствами:
•    устойчивостью прямолинейного движения;
•    способностью двигаться с высокими скоростями без опасности возникновения сильных вибраций и разрушения;
•    хорошими сцепными свойствами как в продольном, так и в боковом направлениях, а также на дорогах с мокрым, загрязненным, заснеженным и обледенелым покрытиями.
3. Высокие экономические показатели — экономичность шины определяется ее стоимостью и эксплуатационными затратами.
4. Удобство компоновки (с позиции размещения колес и шин на автомобиле они должны иметь минимально допустимые размеры) заключается в следующем:
•    уменьшается высота и ширина колесной ниши, что позволяет увеличить объем салона, моторного отсека и багажного отделения легкового автомобиля или улучшить планировку салона автобуса;
•    уменьшается высота легкового автомобиля;
•    уменьшается высота пола автобуса или положение грузовой платформы грузового автомобиля, что важно для ускорения погрузки и выгрузки;
•    уменьшается пространство, занимаемое запасным колесом.
 
Обозначение шин
Европейская экономическая комиссия в сотрудничестве с технической организацией европейских производителей шин и ободьев в 1975 г. приняла Правило ЕЭК ООН, определяющее типовые испытания шин и их дополнительные обозначения, необходимые для проведения этих испытаний.
Согласно принятым международным правилам и Правилу 30 ЕЭК ООН, обозначение шин строится следующим образом:
•    ширина профиля шины в дюймах/миллиметрах для диагональных конструкций или только в миллиметрах для радиальных шин;
•    через знак «/» серия шины;
•    знак «—»;
•    посадочный диаметр в дюймах;
•    индекс грузоподъемности;
•    индекс скорости.
Согласно приведенному перечню, обозначение шины выглядит следующим образом:
•    6,15/155—13 75 Р — для диагональной;
•    155/70—13 78 S — для радиальной.
Индекс грузоподъемности — условное целое число, соответствующее максимальной грузоподъемности в килограммах или тоннах.
Базовая скорость — максимальная скорость шины, соответствующая оптимальной нагрузке на нее.
В случае необходимости на шину наносят дополнительные обозначения в виде надписей, например, со следующей информацией:
•    тип каркаса шины: RADIAL — радиальный;
•    бескамерная шина: TUBELESS;
•    материал корда и число его слоев в каркасе: 2 PLIES RAYON — 2 слоя вискозного корда;
•    для радиальных шин может быть описан состав брекера: TREAD 4 PLIES (2 PLIES RAYON + 2 PLIES STEEL) — пояс из четырех слоев (2 вискозных слоя + 2 стальных слоя);
•    фирма-изготовитель;
•    обозначение рисунка протектора;
•    обозначение «М & S» — для зимних шин.
 
Колеса
Колесо состоит из обода и соединительного элемента, с помощью которого оно соединяется со ступицей. Соединительный элемент обычно представляет собой профилированный диск, приваренный к ободу, либо является непосредственной частью обода — бездисковые.
Требования, предъявляемые к колесам:
•    прочность и долговечность;
•    размеры и жесткость колеса должны обеспечивать надежную посадку шины на ободе и не снижать срок ее службы;
•    конструкция крепления колеса должна обеспечивать его быструю и точную его установку на ступице;
•    минимальное биение и дисбаланс колеса при вращении на ступице;
•    минимальный момент инерции.
В случае применения бескамерных шин к колесу предъявляются допол-нительные требования:
•    герметичность обода;
•    одинаковые посадочные размеры для бескамерной и камерной шин одного и того же размера;
•    возможность применения камеры.
Классификация колес. Колеса различают по классам, видам и типам. По эксплуатационному назначению транспортных средств колеса имеют следующую классификацию:
•    класс 1 — для внутризаводского транспорта (автопогрузчики, электрокары);
•    класс 2 — для автомобилей с полной массой до 2,0 т и для прицепов к ним;
•    класс 3 — для грузовых автомобилей с полной массой от 2 до 20 т;
•    класс 4 — для грузовых автомобилей с полной массой свыше 20 т;
•    класс 5 — для автомобилей повышенной проходимости и прицепов;
•    класс 6—7 — для тракторов и сельхозмашин.
 
Обозначение колес / Балансировка колес
Обозначение колес несет в себе большой объем информации. Согласно международным соглашениям, в основу обозначения колес положены характеристики обода в следующей последовательности:
•    ширина обода по посадочным полкам в дюймах;
•    буквенное обозначение формы бортовой закраины обода;
•    знак «—» для разъемных и «х» для неразъемных ободьев;
•    номинальный посадочный диаметр обода;
•    буквенное обозначение типа посадочной полки обода;
•    для обозначения симметричности обода символ «-S» (иногда).
Так например, обозначение 5Jxl3H2 указывает: обод шириной 5 дюймов с закраиной типа J, неразъемный, с посадочным диаметром 13 дюймов, с полкой типа Н с обеих сторон (Н2) (полка коническая с круглым подкатом), несимметричный (отсутствует обозначение S).
Обозначение 5.00R—20—S: симметричный, разъемный обод шириной 5 дюймов с закраиной типа R, с посадочным диаметром 20 дюймов.
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 Следующая > В конец >>

Всего 58 - 74 из 74
map