Скидки постоянным клиентам на сезонную смену летних шин на зимние, шиномонтаж м. Университет.
Главная arrow Обзоры arrow Колеса
Колеса
Колесо состоит из обода и соединительного элемента, с помощью которого оно соединяется со ступицей. Соединительный элемент обычно представляет собой профилированный диск, приваренный к ободу, либо является непосредственной частью обода — бездисковые.
Требования, предъявляемые к колесам:
•    прочность и долговечность;
•    размеры и жесткость колеса должны обеспечивать надежную посадку шины на ободе и не снижать срок ее службы;
•    конструкция крепления колеса должна обеспечивать его быструю и точную его установку на ступице;
•    минимальное биение и дисбаланс колеса при вращении на ступице;
•    минимальный момент инерции.
В случае применения бескамерных шин к колесу предъявляются допол-нительные требования:
•    герметичность обода;
•    одинаковые посадочные размеры для бескамерной и камерной шин одного и того же размера;
•    возможность применения камеры.
Классификация колес. Колеса различают по классам, видам и типам. По эксплуатационному назначению транспортных средств колеса имеют следующую классификацию:
•    класс 1 — для внутризаводского транспорта (автопогрузчики, электрокары);
•    класс 2 — для автомобилей с полной массой до 2,0 т и для прицепов к ним;
•    класс 3 — для грузовых автомобилей с полной массой от 2 до 20 т;
•    класс 4 — для грузовых автомобилей с полной массой свыше 20 т;
•    класс 5 — для автомобилей повышенной проходимости и прицепов;
•    класс 6—7 — для тракторов и сельхозмашин. Колеса могут быть предназначены для следующих типов шин:
•    камерных;
•    бескамерных;
•    с регулируемым давлением;
•    арочных;
•    пневмокатков.
По конструктивным особенностям колеса подразделяются по следующим признакам:
•    по типу обода — с неразъемным и разъемным ободом, с профилированным ободом, с ободом из фасонных профилей, со штампованным или литым ободом и т. д.;
•    по месту соединения диска с ободом — с диском, соединенным с ободом в средней части, то же в замочной части, то же в бортовой части;
•    по способу соединения диска с ободом — не регулируемые по вылету диска относительно обода и регулируемые;
•    по способу соединения колеса со ступицей — дисковые и бездисковые;
•    по числу колес, одновременно устанавливаемых на ступицу, — одинарные или сдвоенные.
Ободья. Основные типы ободьев колес:
•    неразъемный;
•    разъемный посредине;
•    разъемный по радиусу — сегментный;
•    разъемный двух-, трех-, четырех- и пятиэлементный. Неразъемный обод состоит из закраин, полок и ручья. Закраины обода
воспринимают усилия, передаваемые бортами шины, ограничивают их перемещение и защищают боковины шины от внешних повреждений.
Полки являются посадочными местами для бортов шины с углом наклона к середине на 5°. Наклон полок обеспечивает натяг бортов при накачивании шины после монтажа и соответственно их плотную посадку на полки.
Ручей обода служит для временного размещения части борта шины в процессе ее монтажа (демонтажа) и должен быть достаточно глубоким.
Неразъемные ободья являются наиболее жесткими и технологичными, имеют малую массу. Однако на них возможен и монтаж шин с достаточно эластичными бортами и боковинами, т. е. шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
Для обеспечения безопасности бескамерных шин применяется специальный безопасный контур полок обода.
Ободья изготовляются из качественных конструкционных сталей, допускающих глубокую вытяжку. В ряде случаев колеса в целом, т. е. обод совместно с диском, изготовляются из легких, преимущественно магниевых или алюминиевых сплавов.
Разъемные ободья применяют для шин грузовых автомобилей и автобусов. Борта и боковины этих шин настолько жесткие, что не позволяют смонтировать шину через закраины обода.
Наиболее распространенными являются плоские ободья с одной отъемной закраиной. Они имеют цилиндрический либо с неглубоким ручьем обод с одной закраиной. Шина беспрепятственно надевается на такой обод, после чего устанавливается вторая закраина, так называемое съемное бортовое кольцо, которая фиксируется на ободе.
В двухэлементной конструкции съемная закраина выполнена с косым сквозным разрезом и монтируется в канавку на краю обода за счет ее радиальной упругой деформации.
Трехэлементный обод имеет неразъемную жесткую съемную закраину и разрезное замочное кольцо с конической полкой.
Четырехэлементный обод имеет неразъемную закраину, сплошное поса-дочное кольцо с конической полкой и разрезное (пружинное) замочное кольцо.
Пятиэлементный обод отличается от четырехэлементного наличием уплотнительной вставки, позволяющей герметизировать обод при монтаже бескамерной шины.
Дисковые колеса. В конструкции колеса диск является частью, соединяющей обод со ступицей. Диску придается чашеобразная форма, которая обеспечивает более высокую поперечную жесткость. В диске имеются центральное и крепежное отверстия, оси которых параллельны оси вращения колеса, а также ряд дополнительных отверстий разнообразной формы. Центральное отверстие служит для размещения ступицы колеса и центрирования диска на ступице. Дополнительные отверстия в диске используются для его облегчения, вентиляции тормозных механизмов, а также выполняют декоративные функции.
Бездисковые колеса. На тяжелых автомобилях используются барабанные (спицевые) ступицы и бездисковые колеса, которые имеют конический поясок на поверхности обода, обращенный к ступице. Соединительная часть выполнена непосредственно на ступице и имеет коническую поверхность. По этим коническим поверхностям осуществляется центрирование обода относительно ступицы. Крепление этих колес осуществляется прижимами путем затяжки гаек на шпильках.
Крепление дисков колес к фланцам ступиц осуществляется резьбовыми соединениями — болтами либо шпильками с гайками. Центрирование и крепление диска одинарных колес осуществляется конической частью гаек или болтов с правой резьбой и углом конуса 60°, которые упираются в соответствующие фаски крепежных отверстий диска. При сдвоенных колесах внутреннее колесо может притягиваться к фланцу колпачковой гайкой
(футоркой) со сферической опорной поверхностью и наружной резьбой, на которую наворачивается основная гайка, крепящая наружное колесо. Резьба крепежных деталей правых колес — правая, левых — левая. Длительное время считалось, что такая дифференциация резьб способствует предотвращению самоотворачивания гаек. Однако практика показала, что это не имеет большого значения.
 
< Пред.   След. >
map